·А· :)
·Б·
- Башня – вертикальная конструкция крана, поддерживающая стрелу и/или поворотную платформу, и обеспечивающая необходимую высоту расположения опоры стрелы.
- Балласт – груз, прикрепленный на ходовой раме или на портале для обеспечения устойчивости крана.
- Блок (канатный) – вращающийся элемент ручьем для направления каната.
- Буфер – устройство для смягчения удара.
·В·
- Время изменения вылета – время, необходимое для изменения вылета от наибольшего до наименьшего. Определяется при изменении вылета под нагрузкой, равной грузоподъемности для наибольшего вылета при установке крана на горизонтальном пути при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
- Высота кранового пути – расстояние по вертикали от уровня пола (земли) до уровня головок рельсов кранового пути.
- Высота подъема – расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении.Высота определяется без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке.
·Г·
- Галерея – длинный узкий проход с горизонтальным настилом.
- Глубина опускания – расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении. - Глубина опускания определяется без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке.
- Горизонтальный ход груза – перемещение груза при изменении вылета (подъеме стрелы) по траектории, близкой к горизонтали.
- Грузовой (подъемный) канат – канат, предназначенный для подъема груза.
- Грузоподъемный механизм (механизм подъема) – стационарно установленный механизм для подъема и опускания груза.
- Группа классификации (режима) – характеристика механизма или крана, учитывающая его использование по грузоподъемности, а также по времени или числу циклов работы.
- Грейфер - (от нем. Greifer, от greifen - хватать) - грузозахватное приспособление, предназначенное для оборудования грузоподъемных и транспортных механизмов (подъёмных кранов, погрузчиков, экскаваторов и т.п.), снабженное поворотными челюстями для захвата груза.
·Д·
- Диапазон подъема – расстояние по вертикали между верхним и нижним рабочими положениями грузозахватного органа.
·З·
- Замыкающий канат – канат, предназначенный для замыкания грейфера при работе.
·И·
- Изменение вылета – перемещение грузозахватного органа путем подъема, опускания, телескопирования стрелы или передвижения грузовой тележки.
·К·
- Канат – изделие, изготовленное из металлических проволок путем свивки или скручивания. Применение стальных канатов не ограничивается только подъемом и перемещением грузов.
- Канат оттяжки – канат, связывающий два (неподвижных друг относительно друга) элемента крана.
- Канат стрелового расчала – канат, предназначенный для подвески (удержания) стрелы без запасовки в полиспаст, за исключением запасовки на уравнительном блоке.
- Колея – для кранов стрелового типа – расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана. Для грузовых тележек – расстояние между осями рельсов для передвижения тележки.
- Колонна – у консольных кранов – вертикальная конструкция, поддерживающая поворотную стрелу с рабочим грузом и обеспечивающая необходимую высоту подъема, у кранов-штабелеров – вертикальная конструкция с направляющими для перемещения грузоподъемника и кабины.
- Конструктивная масса – масса крана без балласта и противовеса в незаправленном состоянии, т.е. без масла, топлива, смазочных материалов и воды. Для стреловых кранов принимается в сборе с основной стрелой и противовесом в незаправленном состоянии.
- Коэффициент запаса торможения – отношение момента, создаваемое тормозом, к наибольшему моменту на тормозном валу от приложенных статических нагрузок: наибольшего рабочего груза (для механизма подъема), массы стрелы, противовеса, наибольшего рабочего груза, ветра рабочего состояния (для механизма изменения вылета).
- Коуш – фасонное изделие желобчатого сечения предохраняет канат от чрезмерных напряжений, смятия и истирания. Форма желоба соответствует диаметру каната, для которого предназначен коуш.
- Кран-балка (от голл. Kraanbalk) – разновидность подъемного крана мостового типа, у которого таль (тельфер) передвигается по ездовой балке. Балка опирается ходовыми колесами на рельсы, которые обычно уложены на верхних полках подкрановых балок, расположенных под потолком обслуживаемого помещения, крытой площадки или участка. В некоторых конструкциях ходовые колеса опираются на нижние полки подкрановых двутавровых балок: кран-балки такой конструкции называются подвесными или катучими.
·Л·
- Лебедка – машина для перемещения грузов канатом или цепью, навиваемой на барабан, который приводится во вращение вручную или от какого-либо двигателя. Лебедка – самостоятельная машина или составная часть грузоподъемного крана, подъемника, дорожно-строительных и др. машин.
- Лебедка ручная – лебедка для подъем а (опускания) груза ручным способом.
·М·
- Металлоконструкция – расчетная конструкция крана, передающая нагрузку, воспринимаемую краном, на другие узлы крана или его основание.
- Механизм выдвижения стрелы – приводное устройство для изменения длины стрелы крана.
- Механизм изменения вылета – стационарно установленный механизм для изменения вылета путем изменения угла наклона стрелы и/или гуська, либо передвижениягрузовой тележки или тали.
- Механизм передвижения крана – стационарно установленный механизм для передвижения крана.
- Механизм передвижения тележки или тали – стационарно установленный механизм для передвижения грузовой тележки или тали.
- Механизм поворота – стационарно установленный механизм для изменения длины стрелы, башни или балок выносных опор крана.
- Механизм тяговый – механизм с ручным приводом, тяговое усилие которого передается канатом при помощи системы зажимов.
- Момент грузовой: M=Q х L – произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего ей вылета L.
- Монтажный канат – канат, запасованный на блоках монтажного полиспаста, используемого для монтажа крана или его элементов.
- Мост – несущая конструкция кранов мостового типа, предназначенная для движения по ней грузовой тележки, или конструкция между опорами козлового или полукозлового крана.
- Мостки – короткий проход с горизонтальным или наклонным настилом, предназначенный для доступа обслуживающего персонала при проведении технического обслуживания и/или ремонта крана.
·Н·
- Нагрузка на колесо – величина наибольшей вертикальной нагрузки, передаваемой одним ходовым колесом на крановый путь или ось.
- Наименьший радиус поворота – радиус окружности, описываемый внешним передним колесом крана при изменении направления движения.
- Несъемное грузозахватное приспособление - устройство массой mнг, к которому можно подвешивать груз, соответствующий грузоподъемности нетто, которое постоянно закреплено на нижнем конце подъемного устройства. Несъемные грузозахватные приспособления являются частью крана.
- Несущий канат – канат, предназначенный для перемещения по нему грузовой тележки крана кабельного типа.
·О·
- Оборудование башенно-стреловое – сменное оборудование стрелового крана, состоящее из башни, стрелы с гуськом или без гуська и необходимых устройств.
- Обрыв проволоки каната – одно- или многократное нарушение целостности отдельной проволоки на регламентированной длине участка каната, подвергаемого контролю.
- Общая масса – полная масса крана в заправленном состоянии с балластом и противовесом.
- Ограничитель – устройство, автоматически отключающее и/или переключающее на пониженную скорость привод механизма в аварийных ситуациях.
- Ограничитель рабочего движения – ограничитель, который вызывает остановку и/или ограничение рабочих движений крана.
- Опора выносная – устройство, предназначенное для увеличения опорного контура крана в рабочем положении.
- Опорно-пусковой круг (ОПУ) – узел для передачи нагрузок (грузового момента, вертикальных и горизонтальных сил) от поворотных части крана на неповоротную и для вращения поворотной части. Он может также включать механизм поворота крана.
- Орган грузозахватный – устройство (крюк, грейфер, электромагнит, вилы и др.) для подвешивания, захватывания или подхватывания груза.
·П·
- Передвижение грузовой тележки – перемещение грузовой тележки по мосту, несущему канат, стреле или консоли.
- Передвижение крана – перемещение всего крана в рабочем положении.
- Передвижной грузоподъемный механизм– механизм для подъема (опускания) груза, передвигаемый при работе вручную.
- Плавная посадка груза – опускание груза с наименьшей скоростью при его монтаже или укладке.
- Платформа поворотная – поворотная конструкция крана для размещения механизмов.
- Площадка – горизонтальная поверхность, предназначенная для размещения человека при проведении технического обслуживания и/или ремонта крана.
- Поворот – угловое движение поворотной части крана мостового или стрелового типа в горизонтальной плоскости.
- Подвеска крюковая – устройство, снабженное крюком для подъема груза и системой блоков для подвески к крану.
- Подход – минимальное расстояние по горизонтали от оси рельса кранового пути до вертикальной оси грузозахватного органа.
- Подъем (опускание) груза – вертикальное перемещение груза.
- Подъем (опускание) стрелы – угловое движение стрелы в вертикально плоскости.
- Подъемное средство – канаты, цепи или другое оборудование массой mпс, свисающее с крана, с грузовой тележки или оголовка стрелы и приводимое в движение лебедкой для подъема или опускания груза, подвешенного к нижнему концу подъемного средства. Подъемные средства являются частью грузоподъемного устройства.
- Полиспаст (греч. Polispastos – натягиваемый множеством веревок или канатов) – таль, грузоподъемное устройство, состоящее из собранных в подвижную и неподвижную обоймы блоков, последовательно огибаемых канатом, и предназначенное для выигрыша в силе (силовой полиспаст) или в скорости (скоростной полиспаст). Обычно полиспаст является частью механизмов подъема и изменения вылета стрелы подъемных кранов в такелажных приспособлениях. Самостоятельно полиспаст применяется для подъема (опускания) небольших грузов (например, шлюпки на судах).
- Полиспаст сдвоенный – полиспаст, оба конца каната которого закреплены на одном из двух барабанов.
- Портал – основание крана, предназначенное для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта.
- Прибор безопасности – техническое устройство электронного типа, устанавливаемое на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или для их предупреждения.
- Пролет – расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа.
- Противовес – грузы, прикрепленные к противовесной консоли или поворотной платформе для уравновешивания массы рабочего груза и/или отдельных частей крана во время работы.
·Р·
- Работоспособное состояние – состояние крана, при котором значение всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативных, проектных документов.
- Регистратор параметров работы крана – устройство, регулирующее параметры работы крана.
·С·
- Связь кинематически неразмыкаемая – механическая связь между двигателем и барабаном, осуществляемая непосредственным соединением двигателя с редуктором и редуктора с барабаном при помощи муфт, при переключении скоростей (в том случае, если самопроизвольное включение или расцепление механизма невозможно или если при этом автоматически не накладывается тормоз нормально закрытого типа).
- Скорость изменения вылета –средняя скорость горизонтального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения. Определяется при изменении вылета от наибольшего до наименьшего при установке крана на горизонтальном пути и скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
- Скорость передвижения крана – скорость передвижения крана в установившемся режиме движения. Определяется при передвижении крана по горизонтальному пути с рабочим грузом и при скорости ветра не более 3 м/с и на высоте 10 м.
- Скорость передвижения тележки – скорость передвижения грузовой тележки в установившемся режиме движения. Определяется при движении тележки по горизонтальному пути с наибольшим рабочим грузом и при скорости ветра не более 3м/с на высоте 10 м.
- Скорость подъема (опускания) груза –скорость вертикального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения.
- Скорость посадки – наименьшая скорость опускания наибольшего рабочего груза при монтаже или укладке в установившемся режиме движения.
- Скорость ревизионная – малая скорость перемещения крана в установившемся режиме движения, служащая для ревизии (контроля) несущих канатов и узлов крана.
- Скорость транспортная – наибольшая скорость передвижения крана в транспортном положении, обеспечиваемая собственным приводом.
- Стрела – конструкция крана, обеспечивающая необходимый вылет и/или высоту подъема грузозахватного органа.
- Стреловой канат – канат, запасованный на блоках стрелового полиспаста, используемого для изменения вылета.
- Строп (нидерл. Strop – петля) – гибкие грузоподъемные приспособления, которые используются для подвески груза к крюкам или другим рабочим органам грузоподъемных машин. Выполняются обычно из каната или цепи (одна или несколько ветвей), снабженные на конце крюком, скобой, кольцом и т.п. В качестве стропа используют также ленты, сетки, полотнища и т.п.
- Съемное грузозахватное приспособление – устройство массой mcr, соединяющее груз с краном. Съемное грузозахватное приспособление легко снимается с подъемного устройства и отсоединяется от груза.
·Т·
- Таль (голл. Talie) – грузоподъемный механизм в виде лебедки с ручным, электрическим или пневматическим приводом, подвешенной к неподвижной конструкции или тележке, перемещающейся по одно- или двухрельсовому пути.
- Тележечный (тяговый) канат – канат, предназначенный для перемещения грузовой тележки по стреле или мосту крана.
- Тележка грузовая – узел крана, предназначенный для перемещения подвешенного груза по мосту, стреле, несущему канату.
- Тележка ходовая балансирная – опорная конструкция, оборудованная колесами или катками, имеющая шарнирное соединение для равномерной передачи нагрузок на колеса или катки.
- Тельфер (англ. Telpher, от греч. Tele – далеко и hpero – несу) – устройство с электрическим приводом для подъема и перемещения грузов. Название «тельфер» широко распространено на производстве, хотя стандартом не рекомендуется.
- Тормоз – устройство для установки и/или удержания механизмов в неподвижном состоянии или снижения скорости движения.
- Траверса грузоподъемная - грузозахватное устройство, предназначенное для переноса длинномерного металлопроката. Траверса может быть оснащена как чалочными крюками, так и грузоподъемными электромагнитами (траверса грузоподъемная электромагнитная).
·У·
- Уклон преодолеваемый – уклон пути i=h/B, преодолеваемый краном с постоянной транспортной скоростью.
- Уклон пути – уклон, на котором допускается работа крана, определяемый отношением i=h/B, соответствующим разности уровней h двух точек пути, находящихся на расстоянии B, равном базе крана. Величина разности уровней измеряется при отсутствии нагрузки на данный участок пути.
- Уровень стоянки крана – горизонтальная поверхность основания или поверхность головок рельсов, на которую опирается неповоротная часть крана. Для кранов, у которых опоры расположены на разной высоте, уровень стоянки крана определяется по нижней опоре крана.
- Устойчивость грузовая – способность крана противодействовать опрокидывающим моментам, создаваемым массой груза, силами инерции, ветровой нагрузкой рабочего состояния и др. факторами.
- Устойчивость крана – способность крана противодействовать опрокидывающим моментам.
- Устойчивость собственная – способность крана противодействовать опрокидывающим моментам при нахождении в рабочем (в том числе без груза) и нерабочем состояниях.
- Устройство безопасности – техническое устройство механического, электрического, гидравлического или иного (неэлектронного) типа, установленное на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или предупреждения крановщика (машиниста) об аварийной ситуации.
- Устройство предохранительное – механическое устройство для защиты крана в аварийных ситуациях.
·Х·
- Ходовое устройство – основание стрелового или башенного крана для установки поворотной платформы или башни крана, включающее приводное устройство для передвижения крана.
·Ц·
- Цикл работы – совокупность операций, связанных с передвижением крана при работе от момента, когда кран готов к подъему груза до момента готовности к подъему следующего груза.
·Ч·
- Частота вращения – угловая скорость вращения поворотной части крана в установившемся режиме движения. Определяется при наибольшем вылете с рабочим грузом при установке крана на горизонтальной площадке и скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
- Червячная передача – это зубчато-винтовая передача, элементы которой скользят относительно друг друга, предназначена для передачи вращательного движения между валами со склеивающимися осями. Состоит из червяка и червячного колеса. Ведущим звеном обычно является червяк. Передаточное отношение (i) от 8 до 80. Используется в механизме подъема червячной тали. Недостатки: низкий КПД, большие потери на трение (тепловыделение). Достоинства: плавность работы, бесшумность, большое передаточное отношение в одной паре, самоторможение.
·Ш·
- Шкив канатоведущий – вращающийся канатный шкив с канавками (канавкой), служащий для привода одной или нескольких ветвей каната за счет сил трения между шкивом и канатом.
- Штабелер – погрузчик с фронтальным выдвижным грузоподъемником или вилами, перемещающийся по полу на колесах из монолитной резины, пластмассы или металла. Предназначен для укладки грузов в штабели или стеллажи высотой до 8 м. Управляется из кабины (в иных конструкциях подъемной). Грузоподъемность до 3,2 т. В разговоре чаще употребляется слово «погрузчик».
·Э·
- Электромагнит грузоподъемный (магнит, магнитная шайба, магнитная плита) - грузозахватное устройство, используемое в качестве навесного оборудования для различных типов кранов (козловые, мостовые, кран-балки и др.) и погрузчиков, предназначенное для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Общий признак электромагнитов – перенос ферромагнитного груза при помощи мощного электромагнитного поля.