***
кран, кран-балка, тельфер Болгария, таль Россия, мостовой кран опорный/подвесной, РДК-250, RDK250, башенный кран б/у КБ-474, КБ-415, КБ-408).  Лизинговый конфискат: башенный кран  Liebherr (Либхер), LINDEN-COMANSA (Линден), TEREX (Терекс), Jaso (Хасо). Двигатель  крановый MTF/МТФ, MTH, MTKF/МТКФ, MTKH, 4MTKM, 4MTM, ДМTF, ДМТH, AMTF, АМТH, ДMTKF, ДМТКН, редуктор (1ЦУ, 1Ц2У, 1Ц3У, РК, РМ), привод передвижения ПК-6,3, трансформатор (ТВК-75, ТСЗИ-1,6, ТСЗИ-2,5, ТСЗИ-4). Тормоз ТКГ с ТЭ/ ТКТ с МО. Муфта зубчатая МЗ и МЗП, вал, шестерня, крановое колесо (одноребордное и двухребордное), шкив, каток, блок, муфта, канат , кабель, ОПУ опорно-поворотное устройство, ОНК, метизы (болт, гайка, контргайка), катушка МО, блок резисторов. Телега самоходная (тележка) цеховая вывозная на рельсовом ходу, бункер, бетонораздатчик, бетоноукладчик, ГОСТ 2688, стальной импортный канат, грузовой канат

Rambler's Top100

кран • таль •тельфер • кран-балка • двигатель • редуктор

Технические термины

______________________________________________________________________ 

·А·  :)

·Б·
- Башня – вертикальная конструкция крана, поддерживающая стрелу и/или поворотную платформу, и обеспечивающая необходимую высоту расположения опоры стрелы.
- Балласт – груз, прикрепленный на ходовой раме или на портале для обеспечения устойчивости крана.
- Блок (канатный) – вращающийся элемент ручьем для направления каната.
- Буфер – устройство для смягчения удара.

·В·
- Время изменения вылета – время, необходимое для изменения вылета от наибольшего до наименьшего. Определяется при изменении вылета под нагрузкой, равной грузоподъемности для наибольшего вылета при установке крана на горизонтальном пути при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
- Высота кранового пути – расстояние по вертикали от уровня пола (земли) до уровня головок рельсов кранового пути.
- Высота подъема – расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении.Высота определяется без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке.

·Г·
- Галерея – длинный узкий проход с горизонтальным настилом.
- Глубина опускания – расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении. - Глубина опускания определяется без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке.
- Горизонтальный ход груза – перемещение груза при изменении вылета (подъеме стрелы) по траектории, близкой к горизонтали.
- Грузовой (подъемный) канат – канат, предназначенный для подъема груза.
- Грузоподъемный механизм (механизм подъема) – стационарно установленный механизм для подъема и опускания груза.
- Группа классификации (режима) – характеристика механизма или крана, учитывающая его использование по грузоподъемности, а также по времени или числу циклов работы.
- Грейфер - (от нем. Greifer, от greifen - хватать) - грузозахватное приспособление, предназначенное для оборудования грузоподъемных и транспортных механизмов (подъёмных кранов, погрузчиков, экскаваторов и т.п.), снабженное поворотными челюстями для захвата груза.

·Д·
- Диапазон подъема – расстояние по вертикали между верхним и нижним рабочими положениями грузозахватного органа.

·З·
- Замыкающий канат – канат, предназначенный для замыкания грейфера при работе.

·И·
- Изменение вылета – перемещение грузозахватного органа путем подъема, опускания, телескопирования стрелы или передвижения грузовой тележки.

·К·
- Канат – изделие, изготовленное из металлических проволок путем свивки или скручивания. Применение стальных канатов не ограничивается только подъемом и перемещением грузов. 
- Канат оттяжки – канат, связывающий два (неподвижных друг относительно друга) элемента крана.
- Канат стрелового расчала – канат, предназначенный для подвески (удержания) стрелы без запасовки в полиспаст, за исключением запасовки на уравнительном блоке.
- Колея – для кранов стрелового типа – расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана. Для грузовых тележек – расстояние между осями рельсов для передвижения тележки.
- Колонна – у консольных кранов – вертикальная конструкция, поддерживающая поворотную стрелу с рабочим грузом и обеспечивающая необходимую высоту подъема, у кранов-штабелеров – вертикальная конструкция с направляющими для перемещения грузоподъемника и кабины.
- Конструктивная масса – масса крана без балласта и противовеса в незаправленном состоянии, т.е. без масла, топлива, смазочных материалов и воды. Для стреловых кранов принимается в сборе с основной стрелой и противовесом в незаправленном состоянии.
- Коэффициент запаса торможения – отношение момента, создаваемое тормозом, к наибольшему моменту на тормозном валу от приложенных статических нагрузок: наибольшего рабочего груза (для механизма подъема), массы стрелы, противовеса, наибольшего рабочего груза, ветра рабочего состояния (для механизма изменения вылета).
- Коуш – фасонное изделие желобчатого сечения предохраняет канат от чрезмерных напряжений, смятия и истирания. Форма желоба соответствует диаметру каната, для которого предназначен коуш.
- Кран-балка (от голл. Kraanbalk) – разновидность подъемного крана мостового типа, у которого таль (тельфер) передвигается по ездовой балке. Балка опирается ходовыми колесами на рельсы, которые обычно уложены на верхних полках подкрановых балок, расположенных под потолком обслуживаемого помещения, крытой площадки или участка. В некоторых конструкциях ходовые колеса опираются на нижние полки подкрановых двутавровых балок: кран-балки такой конструкции называются подвесными или катучими.

·Л·
- Лебедка – машина для перемещения грузов канатом или цепью, навиваемой на барабан, который приводится во вращение вручную или от какого-либо двигателя. Лебедка – самостоятельная машина или составная часть грузоподъемного крана, подъемника, дорожно-строительных и др. машин.
- Лебедка ручная – лебедка для подъем а (опускания) груза ручным способом.

·М·
- Металлоконструкция – расчетная конструкция крана, передающая нагрузку, воспринимаемую краном, на другие узлы крана или его основание.
- Механизм выдвижения стрелы – приводное устройство для изменения длины стрелы крана.
- Механизм изменения вылета – стационарно установленный механизм для изменения вылета путем изменения угла наклона стрелы и/или гуська, либо передвижениягрузовой тележки или тали.
- Механизм передвижения крана – стационарно установленный механизм для передвижения крана.
- Механизм передвижения тележки или тали – стационарно установленный механизм для передвижения грузовой тележки или тали.
- Механизм поворота – стационарно установленный механизм для изменения длины стрелы, башни или балок выносных опор крана.
- Механизм тяговый – механизм с ручным приводом, тяговое усилие которого передается канатом при помощи системы зажимов.
- Момент грузовой: M=Q х L – произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего ей вылета L. 
- Монтажный канат – канат, запасованный на блоках монтажного полиспаста, используемого для монтажа крана или его элементов.
- Мост – несущая конструкция кранов мостового типа, предназначенная для движения по ней грузовой тележки, или конструкция между опорами козлового или полукозлового крана.
- Мостки – короткий проход с горизонтальным или наклонным настилом, предназначенный для доступа обслуживающего персонала при проведении технического обслуживания и/или ремонта крана.

·Н·
- Нагрузка на колесо – величина наибольшей вертикальной нагрузки, передаваемой одним ходовым колесом на крановый путь или ось.
- Наименьший радиус поворота – радиус окружности, описываемый внешним передним колесом крана при изменении направления движения.
- Несъемное грузозахватное приспособление - устройство массой mнг, к которому можно подвешивать груз, соответствующий грузоподъемности нетто, которое постоянно закреплено на нижнем конце подъемного устройства. Несъемные грузозахватные приспособления являются частью крана. 
- Несущий канат – канат, предназначенный для перемещения по нему грузовой тележки крана кабельного типа.

·О·
- Оборудование башенно-стреловое – сменное оборудование стрелового крана, состоящее из башни, стрелы с гуськом или без гуська и необходимых устройств.
- Обрыв проволоки каната – одно- или многократное нарушение целостности отдельной проволоки на регламентированной длине участка каната, подвергаемого контролю.
- Общая масса – полная масса крана в заправленном состоянии с балластом и противовесом. 
- Ограничитель – устройство, автоматически отключающее и/или переключающее на пониженную скорость привод механизма в аварийных ситуациях.
- Ограничитель рабочего движения – ограничитель, который вызывает остановку и/или ограничение рабочих движений крана.
- Опора выносная – устройство, предназначенное для увеличения опорного контура крана в рабочем положении.
- Опорно-пусковой круг (ОПУ) – узел для передачи нагрузок (грузового момента, вертикальных и горизонтальных сил) от поворотных части крана на неповоротную и для вращения поворотной части. Он может также включать механизм поворота крана.
- Орган грузозахватный – устройство (крюк, грейфер, электромагнит, вилы и др.) для подвешивания, захватывания или подхватывания груза.

·П·
- Передвижение грузовой тележки – перемещение грузовой тележки по мосту, несущему канат, стреле или консоли.
- Передвижение крана – перемещение всего крана в рабочем положении.
- Передвижной грузоподъемный механизм– механизм для подъема (опускания) груза, передвигаемый при работе вручную.
- Плавная посадка груза – опускание груза с наименьшей скоростью при его монтаже или укладке.
- Платформа поворотная – поворотная конструкция крана для размещения механизмов.
- Площадка – горизонтальная поверхность, предназначенная для размещения человека при проведении технического обслуживания и/или ремонта крана.
- Поворот – угловое движение поворотной части крана мостового или стрелового типа в горизонтальной плоскости.
- Подвеска крюковая – устройство, снабженное крюком для подъема груза и системой блоков для подвески к крану.
- Подход – минимальное расстояние по горизонтали от оси рельса кранового пути до вертикальной оси грузозахватного органа.
- Подъем (опускание) груза – вертикальное перемещение груза.
- Подъем (опускание) стрелы – угловое движение стрелы в вертикально плоскости.
- Подъемное средство – канаты, цепи или другое оборудование массой mпс, свисающее с крана, с грузовой тележки или оголовка стрелы и приводимое в движение лебедкой для подъема или опускания груза, подвешенного к нижнему концу подъемного средства. Подъемные средства являются частью грузоподъемного устройства.
- Полиспаст (греч. Polispastos – натягиваемый множеством веревок или канатов) – таль, грузоподъемное устройство, состоящее из собранных в подвижную и неподвижную обоймы блоков, последовательно огибаемых канатом, и предназначенное для выигрыша в силе (силовой полиспаст) или в скорости (скоростной полиспаст). Обычно полиспаст является частью механизмов подъема и изменения вылета стрелы подъемных кранов в такелажных приспособлениях. Самостоятельно полиспаст применяется для подъема (опускания) небольших грузов (например, шлюпки на судах). 
- Полиспаст сдвоенный – полиспаст, оба конца каната которого закреплены на одном из двух барабанов.
- Портал – основание крана, предназначенное для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта.
- Прибор безопасности – техническое устройство электронного типа, устанавливаемое на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или для их предупреждения.
- Пролет – расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа.
- Противовес – грузы, прикрепленные к противовесной консоли или поворотной платформе для уравновешивания массы рабочего груза и/или отдельных частей крана во время работы.

·Р·
- Работоспособное состояние – состояние крана, при котором значение всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативных, проектных документов.
- Регистратор параметров работы крана – устройство, регулирующее параметры работы крана.

·С·
- Связь кинематически неразмыкаемая – механическая связь между двигателем и барабаном, осуществляемая непосредственным соединением двигателя с редуктором и редуктора с барабаном при помощи муфт, при переключении скоростей (в том случае, если самопроизвольное включение или расцепление механизма невозможно или если при этом автоматически не накладывается тормоз нормально закрытого типа).
- Скорость изменения вылета –средняя скорость горизонтального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения. Определяется при изменении вылета от наибольшего до наименьшего при установке крана на горизонтальном пути и скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
- Скорость передвижения крана – скорость передвижения крана в установившемся режиме движения. Определяется при передвижении крана по горизонтальному пути с рабочим грузом и при скорости ветра не более 3 м/с и на высоте 10 м.
- Скорость передвижения тележки – скорость передвижения грузовой тележки в установившемся режиме движения. Определяется при движении тележки по горизонтальному пути с наибольшим рабочим грузом и при скорости ветра не более 3м/с на высоте 10 м.
- Скорость подъема (опускания) груза –скорость вертикального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения.
- Скорость посадки – наименьшая скорость опускания наибольшего рабочего груза при монтаже или укладке в установившемся режиме движения.
- Скорость ревизионная – малая скорость перемещения крана в установившемся режиме движения, служащая для ревизии (контроля) несущих канатов и узлов крана.
- Скорость транспортная – наибольшая скорость передвижения крана в транспортном положении, обеспечиваемая собственным приводом.
- Стрела – конструкция крана, обеспечивающая необходимый вылет и/или высоту подъема грузозахватного органа.
- Стреловой канат – канат, запасованный на блоках стрелового полиспаста, используемого для изменения вылета.
- Строп (нидерл. Strop – петля) – гибкие грузоподъемные приспособления, которые используются для подвески груза к крюкам или другим рабочим органам грузоподъемных машин. Выполняются обычно из каната или цепи (одна или несколько ветвей), снабженные на конце крюком, скобой, кольцом и т.п. В качестве стропа используют также ленты, сетки, полотнища и т.п. 
- Съемное грузозахватное приспособление – устройство массой mcr, соединяющее груз с краном. Съемное грузозахватное приспособление легко снимается с подъемного устройства и отсоединяется от груза.

·Т·
- Таль (голл. Talie) – грузоподъемный механизм в виде лебедки с ручным, электрическим или пневматическим приводом, подвешенной к неподвижной конструкции или тележке, перемещающейся по одно- или двухрельсовому пути. 
- Тележечный (тяговый) канат – канат, предназначенный для перемещения грузовой тележки по стреле или мосту крана.
- Тележка грузовая – узел крана, предназначенный для перемещения подвешенного груза по мосту, стреле, несущему канату.
- Тележка ходовая балансирная – опорная конструкция, оборудованная колесами или катками, имеющая шарнирное соединение для равномерной передачи нагрузок на колеса или катки.
- Тельфер (англ. Telpher, от греч. Tele – далеко и hpero – несу) – устройство с электрическим приводом для подъема и перемещения грузов. Название «тельфер» широко распространено на производстве, хотя стандартом не рекомендуется.
- Тормоз – устройство для установки и/или удержания механизмов в неподвижном состоянии или снижения скорости движения.
- Траверса грузоподъемная - грузозахватное устройство, предназначенное для переноса длинномерного металлопроката. Траверса может быть оснащена как чалочными крюками, так и грузоподъемными электромагнитами (траверса грузоподъемная электромагнитная).

·У·
- Уклон преодолеваемый – уклон пути i=h/B, преодолеваемый краном с постоянной транспортной скоростью.
- Уклон пути – уклон, на котором допускается работа крана, определяемый отношением i=h/B, соответствующим разности уровней h двух точек пути, находящихся на расстоянии B, равном базе крана. Величина разности уровней измеряется при отсутствии нагрузки на данный участок пути.
- Уровень стоянки крана – горизонтальная поверхность основания или поверхность головок рельсов, на которую опирается неповоротная часть крана. Для кранов, у которых опоры расположены на разной высоте, уровень стоянки крана определяется по нижней опоре крана.
- Устойчивость грузовая – способность крана противодействовать опрокидывающим моментам, создаваемым массой груза, силами инерции, ветровой нагрузкой рабочего состояния и др. факторами.
- Устойчивость крана – способность крана противодействовать опрокидывающим моментам.
- Устойчивость собственная – способность крана противодействовать опрокидывающим моментам при нахождении в рабочем (в том числе без груза) и нерабочем состояниях.
- Устройство безопасности – техническое устройство механического, электрического, гидравлического или иного (неэлектронного) типа, установленное на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или предупреждения крановщика (машиниста) об аварийной ситуации.
- Устройство предохранительное – механическое устройство для защиты крана в аварийных ситуациях.

·Х·
- Ходовое устройство – основание стрелового или башенного крана для установки поворотной платформы или башни крана, включающее приводное устройство для передвижения крана.

·Ц·
- Цикл работы – совокупность операций, связанных с передвижением крана при работе от момента, когда кран готов к подъему груза до момента готовности к подъему следующего груза.

·Ч·
- Частота вращения – угловая скорость вращения поворотной части крана в установившемся режиме движения. Определяется при наибольшем вылете с рабочим грузом при установке крана на горизонтальной площадке и скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
- Червячная передача – это зубчато-винтовая передача, элементы которой скользят относительно друг друга, предназначена для передачи вращательного движения между валами со склеивающимися осями. Состоит из червяка и червячного колеса. Ведущим звеном обычно является червяк. Передаточное отношение (i) от 8 до 80. Используется в механизме подъема червячной тали. Недостатки: низкий КПД, большие потери на трение (тепловыделение). Достоинства: плавность работы, бесшумность, большое передаточное отношение в одной паре, самоторможение.

·Ш·
- Шкив канатоведущий – вращающийся канатный шкив с канавками (канавкой), служащий для привода одной или нескольких ветвей каната за счет сил трения между шкивом и канатом.
- Штабелер – погрузчик с фронтальным выдвижным грузоподъемником или вилами, перемещающийся по полу на колесах из монолитной резины, пластмассы или металла. Предназначен для укладки грузов в штабели или стеллажи высотой до 8 м. Управляется из кабины (в иных конструкциях подъемной). Грузоподъемность до 3,2 т. В разговоре чаще употребляется слово «погрузчик».

·Э·
- Электромагнит грузоподъемный (магнит, магнитная шайба, магнитная плита) - грузозахватное устройство, используемое в качестве навесного оборудования для различных типов кранов (козловые, мостовые, кран-балки и др.) и погрузчиков, предназначенное для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Общий признак электромагнитов – перенос ферромагнитного груза при помощи мощного электромагнитного поля.